Классическая музыка в анимации
- Шесть коротких анимационных фильмов, являющихся экранизацией шести знаменитых опер. Исполнители: солисты, хор и оркестр Уэльской национальной оперы (Welsh National Opera).
1. «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта; I - THE MAGIC FLUTE. OPERA VOX - 3
2. «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини; - THE BARBER OF SEVILLE - 1. OPERA VOX - 1
3. «Кармен» Жоржа Бизе; - 1). Кармен, часть 1. [Carmen, Part 1. OPERA VOX - 2].
4. «Золото Рейна» Рихарда Вагнера;
5. «Турандот» Джакомо Пуччини; - TURANDOT. OPERA VOX - 6.
6. «Риголетто» Джузеппе Верди. - RIGOLETTO - 1. OPERA VOX - 5
Режиссеры: Graham Ralph, Mario Cavalli, Valeri Oganov, Natalia Dabizha, Gary Hurst
Производство: 1995, Великобритания - A clip from Bruno Bozzetto's feature film "Allegro non troppo".
Episode: Jean Sibelius' Valse Triste. - «Болеро» И. Максимова (1992).
Mozart. Figaro aaria.
"Beethoven's Wig (Symphony No. 5)" Animated Music Video
http://www.youtube.com/watch?v=TdRZl9g_5tw&list=PLhBN-sinb6HN8tjkgVtcEnwgKW7_bQXg6
Brahms Колыбельная"Спи дитя"
http://www.youtube.com/watch?v=3hvJulAZYyg&list=PLhBN-sinb6HN8tjkgVtcEnwgKW7_bQXg6
Hungarian Rhapsody #6
http://www.youtube.com/watch?v=Eo-OCLpnrMo&list=PLhBN-sinb6HN8tjkgVtcEnwgKW7_bQXg6
William Tell Overture
http://www.youtube.com/watch?v=goF9H1c9-ng&list=PLhBN-sinb6HN8tjkgVtcEnwgKW7_bQXg6
Circus Symphony
http://www.youtube.com/watch?v=uWuaihx8Llg&list=PLhBN-sinb6HN8tjkgVtcEnwgKW7_bQXg6
Полёт шмеля Римский-Корсаков
http://www.youtube.com/watch?v=K7fRryop0EM&list=PLhBN-sinb6HN8tjkgVtcEnwgKW7_bQXg6
Сен Санс карнавал
«Полька для трех поросят» (“Pigs In A Polka” реж. Фриз Фреленг (Friz Freleng), 1943) с музыкой Й.Брамса, «Кролик из Севильи» (“Rabbit of Seville” реж. Чак Джонс (Chuck Jones), 1950) на музыку Д.Россини, «Концерт в холле Корни» (“A Corny Concerto” реж. Роберт Клампет (Robert Clampett), 1943) с музыкой Й.Штрауса.
http://vimeo.com/2909820
http://www.youtube.com/user/Vereck1?feature=mhum
В мультфильме "Том и Джерри. Кошачий концерт" (1946 г.) - использована
Венгерская рапсодия № 2 Ф.Листа: http://www.youtube.com/user/Vereck1#p/a/u/0/S6KrjLlC5qs
Вот недавно встретила замечательный мультфильм Михаила Алдашина "Рождество" на музыку И.С.Баха ( адажио из концерта №1 для клавесина с оркестром; анданте из Бранденбургского концерта №4) и Л.В.Бетховена (алегретто из Симфонии №7, опус 92):
- 1 часть:
Все серии можно скачать отсюда: http://torrents.ru/forum/viewtopic.php?t=110051
Так в мультфильме «Монах и рыба»( “The Monk and the Fish”, реж. Михаэль Дюдок де Вит (Michael Dudok de Wit), 1994) блестяще использована тема «Фолии» – одна из любимейших в музыке Западной Европы. Фолия – старинный португальский танец, известный с конца XIVвека. Само слово «фолия» переводится на русский язык как «сумасшествие».
- 3. Музыка неразрывно связана с сюжетом и может быть фактором сюжетного развития.
В мультфильме «Кит, который хотел петь в опере» -“The Whale Who Wanted To Sing At The Met”( реж. Хэмилтон Ласки (Hamilton Luske), Клайд Джероними (Clyde Geronimi), 1946) рассказывается о весьма одаренном ките, мечтающем дебютировать в «Метрополитен-опера». Музыка здесь является не только иллюстрацией, но и пружиной действия, поскольку именно великое певческое искусство, которым владеет кит Вилли, заставляет импресарио профессора Тетти Татти разыскивать его.
б) Восприятие сюжета направляется хорошо знакомой зрителям «историей» звучащей музыки.В остроумном мультфильме «Полет шмеля» И.Нейманна (“Lot trzmiela”, Hieronim Neumann, 1993) действие связано со всем известной музыкой Н.А.Римского-Корсакова из оперы «Сказка о царе Салтане». Но это не просто иллюстрация, поскольку в опере Н.А.Римского-Корсакова показан полет над морем сказочного шмеля – царевича Гвидона. Мы же с вами видим на экране то, что увидел бы обычный шмель, летая по старому городу. Изображение дергается, самые неожиданные ракурсы появляются в кадре, и только в конце уставший «шмель-скрипка» спокойно залазит в скрипичный футляр. Конец пьесы.
- 4. «Музыка эпохи» – прямое выражение времени и стиля в музыке.
Интересно сделаны анимационные фильмы о жизни великих композиторов цикла «Сказки старого фортепиано» (где выделяются истории о жизни А.Вивальди и С.Прокофьева).
- 5. «Обобщение» через музыку.
В лучших образцах фильмов этого ряда музыка и изображение образуют неразрывное единство, они одинаково важны – это «высший пилотаж» использования музыки, требующий от режиссера ее глубокого понимания. Один из самых известных примеров – мультфильм «Сказка сказок» Ю.Норштейна (1979), не зря занесенный в список лучших фильмов всех времен и народов.
Здесь музыка Баха и Моцарта не просто «встроена» в изображение. Баховская прелюдия переводит действие в другое измерение – «пространство белой линии» (Ю. Норштейн). Об этой музыке тонко пишет А.Орлов в статье «Лучшая в мире Сказка сказок: опыт импрессионистического анализа»: «пронизанная тончайшим лирическим чувством музыка Баха из «Хорошо темперированного клавира» – квинтэссенция легкой ностальгической дымки, меланхолической грусти и прозрачной печали, наполненная сосредоточенностью и нежностью, едва заметной холодностью и остраненностью. Главная черта этой мелодии – тонкость мелодических нюансов», и это – «поэтическая музыкальная линия» фильма, рисующая «мир поэтического вымысла, фантазии; идеал, Рай».
Правда, соединяясь с белизной ярко светящегося экрана, с тонким «карандашным» рисунком, (несмотря на бытовые комические подробности — рыба, которая бьет хвостом кота), эта сцена выглядит даже не раем, а чистилищем, где все земное кажется таким далеким…
Прелюдии Баха вторит совсем другая музыка – Аndante Моцарта из четвертого фортепианного концерта. Но звучит она в эпизоде визуально прямо противоположном «райскому». Зритель видит перед собой в заснеженном парке неприятного вида мужчину, пьющего пиво, похожую на продавщицу «Гастронома» женщину, которая, видимо, «пилит» его за что-то, и румяного мальчишку, кормящего ворон яблоком. Много приземленных, бытовых деталей, не правда ли? Но сопровождается эта сцена музыкой Моцарта, сыгранной на клавесине, и именно эта музыка и звук клавесина придают всему эпизоду щемящее настроение, какую-то невероятную грусть и хрупкость, что делает эпизод глубоко эмоциональным. Орлов пишет: «звуки клавесина тают, словно прозрачные льдинки».
Интересно, как выбран здесь тембр музыкального сопровождения. Ведь прелюдия Баха Ми-бемоль минор для «Хорошо темперированного клавира», в оригинале была написана для клавесина (поскольку во времена Баха конструкция фортепиано была очень несовершенной, Бах фортепиано не признавал). В фильме же она звучит в исполнении на фортепиано. Между тем, во время жизни Моцарта инструмент пиано-форте (так в те времена называли фортепиано) был распространен наравне с клавесином и клавикордом (позднее творчество Моцарта без сомнения принадлежит фортепиано), а Аndante в фильме играет клавесин. Однако именно удачное сочетание музыки и ее неповторимого тембра позволило режиссеру снять такой замечательный эпизод.
Ю.Норштейн сказал о мультипликации: «Никакая промежуточная материя не мешает изображению отражать наши чувства». Музыка – искусство абстрактное, поэтому мультипликация может быть ей необыкновенно близка, ведь именно в мультипликации достигается очень высокая степень абстракции, как правило, недоступная кинематографу.
Выбор музыки чрезвычайно важен. Владимир Дашкевич – композитор, много работавший в кино, писал: «Ничто не делает фильм таким старомодным, как неверно выбранное музыкальное сопровождение. Вот смотришь фильм, который казался хорошим, раздаются первые звуки, и ты понимаешь, что все это – «нафталин», и спасти его невозможно…». Классическая музыка, при умелом использовании, позволяет избежать этой опасности, и к тому же служит для режиссера дополнительным источником вдохновения, ведь на то она и классика, чтобы с течением времени поворачиваться к нам новыми гранями, раскрывая содержание, о котором прежде мы, может быть, и не догадывались, и открывать что-то еще непознанное – в мире и в нас самих.
Комментариев нет:
Отправить комментарий